Закономерности архитектурной композиции

закономерности архитектурной композиции

Разнообразные сложные требования, предъявляемые к архитектурным сооружениям, иногда приходят в противоречия друг с другом. Задача композиции – примирить эти противоречия. Это означает, что одно и то же строение может быть спроектировано различными композиционными приемами.

Мастерство архитектора и заключается в том, чтобы найти лучшее из них. А лучшей композицией будет та, которая одновременно отвечает функциональным, технико-экономическим и эстетическим требованиям и при этом отличается гармоничностью, красотой, согласованностью частей и целого во всех их связях и взаимоотношениях.

Чтобы овладеть мастерством композиции, архитектору нужно знать основные ее законы, являющиеся основой архитектурной грамоты. Наука, занимающаяся изучением приемов, принципов общих закономерностей строения форм произведений архитектуры, называется теорией архитектурной композиции.

Закономерности, изучаемые этой наукой, используются о творческой практике архитекторов и называются категориями или элементами архитектурной композиции. К основным категориям архитектурной композиции относятся: объемно-пространственная структура, тектоника, основные средства композиции или средства гармонизации (симметрия и асимметрия, ритм, масштабность, пропорции, контраст и нюанс), дополнительные средства композиции (цвет и освещение, орнамент, живопись, скульптура).

Все эти категории и принципы благоустройства только условно могут рассматриваться изолированно друг от друга, так как каждая из них отражает лишь одну сторону общей взаимосвязи частей сооружения, одну сторону строя его форм. В действительности все эти качества сооружения, оказывая друг на друга влияние, нераздельны.

Поэтому знание каждого элемента композиции, взятого в отдельности или в их механической связи, не может дать представления о законах построения композиции в целом. Необходимо знать закономерности образования этого целого.

Закономерности образования целого определяются основным законом теории композиции – законом гармонического единства содержания и формы архитектурного произведения, законом гармонического единства всех его частей. Можно сказать, что есть единство – есть композиция, нет единства – нет и композиции. Поиски единства композиции – профессиональная задача архитектора.